Тормозные диски для легковых автомобилей являются, пожалуй, одной из наиболее важных деталей в устройстве автомобиля. От надежного функционирования этого элемента тормозной системы порой зависит не только безопасность при торможении, но и жизнь водителя, пассажиров и пешеходов. Диаметр и толщина дисков напрямую зависят от веса и динамики автомобиля. Чтобы обеспечить плавное и безаварийное торможения автомобилю, при изготовлении тормозных дисков требуется особое внимание.

Виды

В зависимости от технико-экономических показателей автомобиля тормозные диски для легковых автомобилей имеют различную конструкцию. Автомобили советского производства имели тормозные диски, представляющие собой упрощенный вариант. В частности, применялись конструкции цельных, не вентилируемых дисков, которые изготавливались из цельного материала. В то время это вполне устраивало водителей автомобилей, обладавших сравнительно невысокой динамикой.

В сети можно найти много полезной исчерпывающей информации про выбор тормозных дисков. Например, здесь https://fastmb.ru/soveti_auto/5386-kakie-tormoznye-diski-vybrat-i-kakoy-firmy.html. За и против при подборе, цена, гарантии и многое другое, что всегда важно знать при покупке важных запчастей.

Сегодня тормозные системы большинства машин оснащены более современными конструкциями тормозных дисков. Например, составные диски, состоящие из центральной части, изготовленной из легких сплавов, и ротора, сделанного из высококачественного чугуна. Ротор принимает на себя основное усилие тормозных колодок. Преимущество этих конструкций заключается в том, что при износе ротора меняется только он, а более дорогая центральная часть остается неизменной.

Кроме того, некоторые модели авто имеют вентилируемые тормозные диски, имеющие поверхность с радиальными каналами и сквозными отверстиями. Вентилируемые диски обладают значительно лучшим теплоотводом. Что предотвращает тепловую деформацию и разрушение диска, которые могут возникнуть вследствие теплового расширения материала.

Материал

Основным материалом для изготовления тормозных дисков является чугун. Сам по себе чугун ‒ это сплав железа с углеродом, который придает чугуну необходимую твердость. Однако, по своим характеристикам в чистом виде чугун хрупок, и чтобы повысить его пластичность в сплав добавляют серу, марганец, фосфор и кремний. Такой сплав позволяет тормозным дискам сохранять свои свойства при быстром нагревании и быстром охлаждении. Что защищает тормозные цилиндры и жидкость, находящююся в них, от перегрева.

Кроме того, чугун в тормозной системе автомобиля рассматривается как смазывающий материал. Это свойство позволяет продлить срок службы тормозных колодок и всей тормозной системы в целом. Таким образом, автомобиль может проехать несколько тысяч километров без ремонта тормозов.

Существуют и другие материалы для изготовления тормозных дисков. Это керамика и карбон. Диски из этих материалов стоят дорого. Но учитывая специфические условия, в которых приходится работать, например, гоночным автомобилям, такая цена часто вполне оправдана. Диски из этих материалов используются в спортивных и в некоторых грузовых автомобилях.

Критерии износа

Что случится с тормозной системой, если тормозные диски выйдут из строя, понятно каждому. Поэтому очень важно вовремя определить тот момент, когда диски подлежат замене. Существует несколько общих критериев, по которым можно определить состояние тормозных дисков. Перечислим основные из них.

  • При торможении передняя часть кузова автомобиля вибрирует.
  • Периодическое биение педали при торможении.
  • Появление металлического писка при торможении.
  • Если рабочая поверхность диска приблизилась к контрольным меткам.
  • На поверхности диска стали появляться трещины, сколы и борозды.
  • Биение диска.

Все эти проблемы можно определить при визуальном просмотре или с помощью специального оборудования.