Словом «автосигнализация», еще недавно означавшим конкретное оборудование, оповещающее владельца о каких-либо сторонних действиях по отношению к его автомобилю, сегодня в народе принято называть системные устройства, которые служат той же святой цели — защите машины от угона. Но работают они уже по другим, более современным и сложным принципам, и дополнены целым рядом полезных функций. Вообще же, если говорить собственно о защите, в 2013 году, как и в ближайшем прошлом, в природе существует несколько основных видов (по способу работы) противоугонных систем:

выбор автосигнализации

  • Непосредственно сами автомобильные сигнализации. Наиболее простая классификация делит их на два типа: с односторонней и двусторонней связью.

В блоке полезных ссылок - ресурс, на котором представлен огромный ассортимент комплектующих для электрического оборудования. Начиная от такой простой, но незаменимой при электромонтаже вещи как термоусадочная трубка, заканчивая аккумуляторами различного назначения.

Первые не имеют обратной связи, реагируют на попытку взлома только сигналом сирены. Вторые в свою очередь делятся на имеющие возможность оповещения на пейджер (брелок с обычным радиопередатчиком, с жидкокристаллическим дисплеем, где показан вид несанкционированной попытки доступа) или на мобильный телефон (имеют встроенный GSM/GPRS-модуль). Преимущество мобильной связи перед пейджером — неограниченное расстояние действия. Еще один вид представляют сигнализации с автозапуском. Автосигнализации можно классифицировать не только по наличию и способу обратной связи, но и, например, по способу блокировки двигателя, присутствию дополнительных функций.

  • Иммобилайзеры (средство электронной блокировки двигателя) - делятся на контактные и бесконтактные.

Контактные отличаются видимым, явным расположением меток в автомобиле. Бесконтактные считаются более функциональными, так как за счет скрытости меток от посторонних глаз имеют повышенную степень противоугонной защиты. На сегодняшний день штатным иммобилайзером на производстве базово оснащаются все новые импортные и почти все отечественные автомобили.

  • Механические противоугонные средства, такие как замок на рулевой вал, кулису коробки передач, замок капота и багажника, и другие.

Понятия противоугонные комплексы и противоугонные системы — это не одно и то же. Комплексы обеспечивают повышенную степень безопасности и подразумевают совместную работу сразу нескольких охранных систем. Такой способ защиты автомобиля может иметь индивидуальную комбинацию средств и на сегодня считается самым продуктивным.

Вернемся в автосигнализациям. Обычно «сигналка» состоит из: основного блока, брелка, антенны приемопередатчика, кнопки сервиса, свето диодного индикатора и датчика удара.
Тип, комплектация и стоимость автомобильной сигнализации зависят от количества периферийных устройств. Современные автосигналки умеют выполнять целый ряд функций: открывать и закрывать двери брелоком, запускать и прогревать двигатель по таймеру, и другие опции. По количеству и уровню дополнительных функций, и соответственно по стоимости, автосигнализации принято условно делить на три группы: базовые, экстра и люкс.
Базовые характеризуются минимальным перечнем функций, среди них, как правило, присутствуют:

  • дистанционное управление с пульта, один канал связи, уведомление водителя, если сработала сигнализация,
  • звуковой тревожный сигнал на сторонние действия,
  • простая защита от сканера и блокировка двигателя.

Экстра умеют гораздо больше:

  • имеют автономное питание,
  • управляют дверными замками, возможны опции управления капотом, люком, замком багажника, люком топливного бака,
  • пассивное включение охраны (на случай, если автомобиль случайно с сигнализации снят, но не последовало открытия дверей и зажигания),
  • более богатый интерфейс брелка с возможностями регулировок и дистанционным управлением.

И наконец, люксовые варианты, умеют всё, что доступно базовым и средним, а также:

  • подключаются к резервному источнику питания при отключении аккумулятора,
  • синхронно изменяющийся в пульте и блоке управления динамический код,
  • тройная блокировка двигателя (одновременное отключаются подача топлива, стартер и система зажигания).

Итак, наиболее часто используемый критерий, по которому классифицируются автосигнализации, существующие на рынке в настоящее время и актуальные на 2013 год, основан на способе взаимосвязи между дистанционным устройством управления (брелоком) и автомобилем. Такая связь может быть односторонней и двусторонней (обратной).
Охранные сигнализации, имеющие одностороннюю связь, гораздо проще и стоят дешевле, чем те, что имеют обратную связь. Их основное предназначение – не допустить угона автомобиля, блокируя запуск двигателя и привлекая внимание окружающих звуковым сигналом. При этом водитель, если он находится в момент срабатывания системы далеко от стоянки, никаким образом не информируется о проникновении в его автомобиль постороннего.
Недостатком таких систем является то, что они способны отпугнуть только неопытного взломщика или случайных хулиганов. Обычно только такой контингент интересуется недорогими машинами. Если же автомобиль решил угнать автомобильный вор-профессионал, то нейтрализовать препятствие в виде такого рода сигнализации для него не составит особого труда. Таким образом, охранные системы без обратной связи не способны полноценно защитить автомобиль, поэтому постепенно уходят в прошлое.

Сигнализации, имеющие двустороннюю (обратную) связь, передают водителю всю информацию о том, что происходит с автомобилем. Эти данные отображаются на дисплее брелока в виде условных обозначений каждого конкретного воздействия – удара, открытия дверей, окон или багажника и прочих. При этом звукового сигнала может и не быть.
В настоящее время двусторонняя связь имеет три варианта исполнения:

  • динамическое кодирование;
  • диалоговое кодирование;
  • передача сигнала посредством мобильной связи (используя модуль GSM).

Такие способы кодировки напрямую влияют на противоугонные способности сигнализации для автомобиля. Моделей с обратной связью сегодня на рынке предлагается огромное множество. Различаются они в основном наличием различных дополнительных опций и возможностей, таких, например, как дистанционный запуск двигателя без водителя за рулем авто, управление настройками климат-контроля, магнитолы, стеклоподъемников, водительского кресла и другие. От количества и технологичности таких функциональных возможностей зависит и итоговая стоимость охранной системы. О способе кодировки при выборе сигнализации автовладельцы задумываются в последнюю очередь, однако эта информация является ключевой, если водителю действительно важнее всего защита машины.

О кодировке автосигнализаций

Динамическая шифровка базируется на работе с определенной последовательностью смены кодов, по которым блоки сигнализации, установленные в брелоке и в автомобиле, могут распознать друг друга. Одним из самых распространенных методов динамического кодирования является KeeLoq (патент на него получила компания из США Microchip Inc.). Он получил популярность у производителей автосигнализаций, потому что обходится недорого, кроме того, есть возможность его пиратского копирования. Вместе с тем, этот способ надежен и имеет малые размеры кодеров, что способствует простоте их встраивания в брелок. Однако та же его легкая доступность и распространенность играет и негативную роль – злоумышленники без особого труда взламывают автомобили с помощью специальных устройств, считывающих коды, – кодграбберов. СтОит автомобильная сигнализация, имеющая обратную связь с динамическим кодом, около 70-90 у.е. (это не включая ее установку и особые дополнительные функции).
Диалоговое кодирование – более продвинутый вариант использования того же KeeLoq. Отличие в том, что применяются не те его стандартные варианты, как при динамической кодировке, а более сложные возможности кода, используя статические и динамические составные части последовательности. Сигнализации с такими возможностями появились на рынке не так давно и их пока не так легко взламывать. Стоимость их достигает 250 у.е. Распространены такие охранные системы не очень широко, однако, скорее всего именно они завоюют достойное место в сфере защиты автомобилей от угона в будущем.
Охранные системы с модулем GSM основаны на постоянном взаимодействии водителя и автомобиля посредством общения через спутниковую связь (работает по тому же принципу, что и мобильная связь). Естественно, это наиболее инновационный, дорогой и сложный принцип, поэтому и не получил пока широкого спроса на рынке. Есть у него и недостатки, основной из которых, как уже было сказано, дороговизна, как самой системы, так и её установки и обслуживания. Кроме того, автомобиль может попадать в зоны, где сигнал отсутствует, а также взломщиками могут быть применены устройства, искусственно глушащие сигнал. Автомобильная сигнализация в базовой версии с внедренным GSM имеет стоимость от 400 до 700 у.е.

Известные производители и рейтинги автосигнализаций

Если говорить о сигнализациях с односторонней связью, то наиболее известной среди них является Challenger. Распространенные бренды с двусторонней связью на основе аналогового кодирования – Sheriff (Шериф) и Pharaon (Фараон). Есть двусторонние автосигнализации так называемого премиум-класса, это StarLine, Pandora, Tomahawk (Томагавк), Scher Khan (Шерхан). Только Старлайн и Пандора имеют диалоговую кодировку, а StarLine обеспечивает полноценный автоконтроль канала связи только первые несколько минут. Большую составную часть их цены составляют удлиненный диапазон управления и информирования, функция дистанционного запуска двигателя и прочие сервисные опции.

Как сделать правильный выбор автомобильной сигнализации

Для того, чтобы установить автосигнализацию, требуется внедриться в электронную систему автомобиля, так как необходимо подключить провода к внутренней электропроводке и периферийным элементам самой сигнализации (к индикатору, сирене, различным датчикам и выключателям). Поэтому следует понимать, что чем больше дополнительного тюнинга и функционала, помимо сигнализации, хочет установить владелец, тем больше салон и кузов автомобиля подвергнется разборке и демонтажу деталей. После обратной сборки внешний вид их часто оказывается изрядно попорченным. А использование такой функции, как автозапуск двигателя, возможно только при одновременном отключении иммобилайзера, что, само собой, отражается на состоянии общей защиты авто, хотя эти процессы занимают всего несколько минут, осуществляются при хозяине и почти никогда не используются в качестве способа взлома.

При выборе сигнализации следует, в первую очередь, подумать, какие функции потребуются, дабы не переплачивать за лишние опции. Если от охранной системы нужно только отпугивание мелких хулиганов, то можно установить простейшую модель без обратной связи. Если требуется более надежная защита, то выбор лучше остановить на системе с обратной связью на основе динамического кода (это самые распространенные сигнализации), при этом обращая внимание на наличие дополнительных функций. Например, если человек по жизни не очень внимателен, то для него будет актуальна функция автоматической постановки машины на сигнализацию; в зимний период не очень комфортно садиться в холодный промерзший автомобиль, поэтому весьма кстати будет наличие опции дистанционного запуска двигателя и активации системы обогрева салона. Конечно, чем больше функций, помимо основных, сможет выполнять автомобильная сигнализация, тем выше будет стоимость оборудования, его установки, обслуживания и ремонта, в случае чего. Следует также помнить, что никакая суперсовременная охранная система не гарантирует полной защиты от взлома. Хорошей дополнительной защитой сможет стать иммобилайзер, а также механические защитные средства, особенно индивидуально разработанные и выполненные авторские охранные системы. Не стоит забывать и об элементарной внимательности и соблюдении мер предосторожности, припарковываясь на стоянке.