К концу 2013 года стоимость страховки КАСКО значительно возросла. Увеличению тарифов способствовали проблемы, которые годами накапливались на рынке автострахования. Одной из причин, приведших к подорожанию, страховые компании считают сложившуюся судебную практику, когда, по их мнению, не учитываются условия договора и решения выносятся в пользу страхователей. К убыткам также привело и падение продаж новых иномарок, рост цен на импортные запчасти, подорожание ремонта, инфляция и падение курса рубля. Все это способствовало тому, что в среднем по рынку тарифы увеличились на 10-15%. Однако основной рост стоимости КАСКО ожидается в 2014 году.
В связи с поправками к законодательству автовладельцы в этом году могут лишиться денежной компенсации по полисам КАСКО. Страховщики теперь будут иметь право при составлении договора прописывать только один вид компенсации ущерба — это ремонт автомобиля. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, автолюбителям необходимо внимательно читать договор и, если в нем что-либо не устраивает, менять страховую компанию. Или же требовать, чтобы полис был со скидкой и включены в договор пункты, где будут указаны адреса конкретных СТО, на которых можно будет производить ремонт автомобиля. Такая норма закона вызвана судебной политикой. Суды завалены исками от страхователей о затягивании сроков выплат денежных компенсаций. В отдельных случаях штрафы, которые налагались на страховые компании, составляли до 40% от всей суммы возмещения. Форма выплат в виде ремонта вполне устраивает страховщиков. Ведь восстановительные работы авто после аварии не имеют определенного срока исполнения, а следовательно, страховую компанию невозможно будет оштрафовать.
В 2014 году СК России намерены сэкономить 10 млрд. рублей, которые ранее выплачивались по решению суда страхователям КАСКО. ВСС (Всероссийский союз страховщиков) лоббирует документ, который освобождает компании от обязанности платить за угон автомобиля с документами и ключами. Документ получил название «Стандарт КАСКО». Согласно нововведению страхователи лишаются права предъявлять требования по выплатам за похищение колес, за качество ремонта или за повреждение фар и стекол. Возмещение ущерба отменят, если в угнанной машине была отключена сигнализация или за рулем находился не вписанный в полис водитель, либо автомобилем управлял пьяный шофер. Кроме того, компенсации не будет подлежать утрата товарной стоимости после ремонта, а также естественный износ. Данные нормы вписаны в договор и сейчас, но в большинстве случаев водители через суд, взыскивают эти издержки. Суд довольно часто выносил решения в пользу страхователя, не вникая в детали договора. В данном же документе указано, что страховщик сначала должен обратиться в страховую компанию с письменной претензией, а уж потом, по истечении 30 дней, в суд. Если в течение этого срока страховщик не отреагирует на заявление, то лишь тогда автомобилист имеет право подавать исковое заявление. Разработанный документ уже согласован и на данный момент изучается регулятором.
Сейчас на рынке страхования в России осуществляют свою деятельность более 120 компаний, которые продают полисы КАСКО. Итоги работы страховщиков за период 2013 года определялись путем проведения отзывов клиентов на сайтах СК по трем видам рейтинга:
- Рейтинг рекомендаций. Составлялся на основе отзывов, оставляемых на сайтах. По результатам рекомендаций страховые компании по признанию клиентами расположились в таком порядке: Ингосстрах; РЕСО-Гарантия; Росгосстрах (РГС); ВСК (Страховой дом ВСК); МСК. Последними в данном рейтинге идут: Цитадель, Эни, ЭСКО, получившие минимум отзывов.
- Народный рейтинг КАСКО 2014. Составлялся на основе оставляемых на сайтах оценок посетителями. Первые места достались страховым компаниям: Ингострах, ЖАСО, ППФ Страхование жизни, Intouch (Интач страхование), РЕСО-Гарантия. Замыкает рейтинг СК Адмирал.
- Рейтинг надежности. Рейтинг определяет финансовое состояние страховщика, а также надежность управления страховыми и инвестиционными рисками. В первую пятерку вошли следующие компании: Альфа Страхование, Альянс, ВСК, ВТБ Страхование и ЖАСО. Самыми ненадежными оказались — Росэнерго, Авеста, Экспресс Гарант.
Как видно из обзора рейтингов, трудно выбрать идеальную страховую компанию для приобретения полиса КАСКО. По одним показателям СК входит в число лидеров, по другим едва попадает в десятку. Поэтому заключая договор со страховщиком, внимательно ознакомитесь с его содержанием, со всеми дополнениями, списком необходимых документов для выплаты страховки, и ссылками на другие источники.
КАСКО является добровольным договором. Однако при покупке автомобиля в кредит, приобретение полиса является обязательным. В данном случае обычно проще всего обратиться в банк, где был оформлен кредит, с просьбой предоставить список всех страховых компаний, с которыми он сотрудничает. Из этого списка выбрать понравившуюся СК и оформить договор минуя салон-магазин, где обычно настоятельно рекомендуют заключить КАСКО с одной компанией.