Необслуживаемые и обслуживаемые АКБ



Выбор и покупка нового легкового автомобиля — это хорошо, но на этом моменте автомобильная жизнь не заканчивается, а только начинается. Обслуживание, запчасти, тюнинг и аксессуары, расход топлива и износ деталей — наиболее важные составляющие авто эксплуатации. В данном информационном обзоре постараемся осветить основные вопросы на тему - автомобильные аккумуляторные батареи, их типы (обслуживаемые и необслуживаемые), какой лучше выбрать, как заряжать гелевые АКБ, каковы отзывы, рейтинги и цены, что актуально в 2013 году.

гелевые необслуживаемые батареи

АКБ (так сокращенно называют автомобильные аккумуляторы) - это стартерные аккумуляторные батареи из свинца (свинцовые пластины залитые электролитом), которые вторично обеспечивают автомобиль энергией. Другими словами, благодаря аккумуляторной батарее выполняются такие функции как питание систем автомобиля энергией при выключенном моторе (сигнализация, кондиционер, габаритное свет и освещение салона), дополнительная энергетическая поддержка генератора и собственно включение двигателя. Без АКБ выполнение этих трех функций было бы невозможно.

Немного из истории АКБ

Несмотря на то что и внешне, и внутренне автомобиль с момента его изобретения претерпел грандиозные изменения (до неузнаваемости преобразились и дизайн корпуса, и некоторые элементы внутренних систем, а еще добавились новые системы, например, система климат-контроля), основные механизмы его работы остались прежними. Всем, кто хотя бы отдаленно связан с автомобилестроением или даже просто физикой, известны некоторые факты из истории развития двигателей внутреннего сгорания. И пусть механизм, запускающий мотор, не обладает такой богатой «биографией», его история тоже стОит внимания. Как в самых первых автомобилях, так и в современных моделях самых известных мировых марок АКБ представляет собой традиционный свинцовый автомобильный аккумулятор-стартер, изобретенный ученым из Франции Гастоном Планте около полутора веков тому назад. Изобретение французского физика быстро нашло практическое применение, и уже через очень небольшой промежуток времени аккумулятор стал одним из самых популярных источников питания, принцип работы которых основан на химических реакциях. Благодаря несложной конструкции и использованию простых недорогих материалов такие устройства никогда не были дорогими, но исправно выполняли свою работу. А после того, как их производство было автоматизировано и поставлено на поток, цена стала еще ниже. Сегодня все аккумуляторные батареи принято разделять на два основных вида — обслуживаемые и необслуживаемые.


Как устроен аккумулятор

В основе принципа работы стартерного автомобильного аккумулятора лежит процесс превращения электрической энергии в химическую (благодаря химической реакции) и обратно. Чтобы быть точнее, когда идет зарядка АКБ, электроэнергия переходит в химическую, а при разрядке всё с точностью наоборот. Самый обыкновенный автомобильный аккумулятор (устанавливаемый на основной массе легковых автомобилей) состоит из 6 двувольтных элементов, которые все вместе дают напряжение в 12 вольт (напряжения складываются). Что это за элементы? Каждый из них — это пластина из свинца, напоминающая решетку. Пластина покрыта слоем активного реагента. Ее погружают в вещество-электролит, образующее кислотную среду. Токообразование становится возможным благодаря использованию в роли активных реагентов заряженного АКБ таких веществ, как имеющей темно-коричневый оттенок двуокись свинца (на электроде с положительным зарядом) и губчатый свинец серого цвета (на отрицательно заряженном электроде). А жидкое вещество, в котором находятся электроды — это водный раствор серной кислоты с приблизительной плотностью 1,28г/см3. Когда на электроды подается ток, электролит и активные вещества вступают в реакцию электролиза, в результате которой помимо выработки электрической энергии происходит выпадение осадка. Этот осадок — сульфат свинца белого цвета. Из-за этого, конечно, электролит истощается. Чтобы избежать такой проблемы, процесс направляют в обратную сторону. Это называется теорией двойной сульфатации. Она связана с тем, что изначальные качества электролита совсем не сложно восстановить: достаточно всего лишь запустить реакцию в обратном направлении, поменяв местами заряды анода и катода.
Есть в работе аккумулятора и другая проблема, решить которую гораздо сложнее: он не переносит высоких температур. Если жар превышает 100°С, это вызывает кипение электролита. А ведь аккумулятор находится очень близко в самому двигателю, который при работе постоянно нагревается. Вот почему в ходе процесса зарядки и при жарких погодных условиях важно контролировать достаточный уровень воды и при необходимости доливать дистиллированную воду (для обслуживаемых АКБ).

Типы автомобильных аккумуляторов

Как уже было сказано выше, АКБ делятся на обслуживаемые (или традиционные) и необслуживаемые. Традиционные состоят либо из моноблока, к которому при помощи смазки из битума герметично приделаны отдельные крышки, либо из моноблока с одной общей крышкой, приваренной также герметично методом контактной сварки. Проблема таких аккумуляторов в том, что на токоотводе анода присутствует сурьма, которая во время реакций постепенно перемещается через электролит на катод, из-за чего уменьшается напряжение на электродах. А из-за этого, в свою очередь, начинается молекулярное разложение, и в результате выделяются водород и кислород. Газы высвобождаются настолько активно, что начинается процесс, внешне напоминающий кипение. И еще один недостаток необсуживаемых аккумуляторов — это то, что электролит так или иначе просачивается на внешнюю сторону батареи. Ведь при езде по неровной дороге крышки какое-то время сохраняют герметичность, но это не может продолжаться вечно. Вытекшая наружу кислота нуждается в нейтрализации: нужно протирать корпус аккумулятора щелочным раствором. Для этого подойдет слабый водный раствор пищевой соды. В противном случае АКБ может саморазрядиться. Цены на обыкновенные автомобильные аккумуляторы начинаются с 1800 рублей.

Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы (гелевые)

Если же вместо электролита в аккумуляторе используется вещество, напоминающее по своей консистенции воск, - тиксотропный гель, - то перед вами гелевая батарея, которую профессионалы называют необслуживаемым автомобильным аккумулятором. Перечисление плюсов такого АКБ стоит начать с того, что гель, в отличие от кислотного электролита, никак не может оказаться на внешней стороне аккумулятора, а значит гель не нужно ни удалять с поверхности АКБ, ни подливать в аккумулятор. Поэтому такие АКБ и назвали необслуживаемыми. Кроме того, гелевые АКБ меньше саморазряжаются и способны пережить гораздо большее количество зарядов и последующих разрядов по сравнению с традиционными обслуживаемыми аккумуляторами. Но и цена таких необслуживаемых гелевых аккумуляторов в 2-3 раза дороже обыкновенных.
Есть другая разновидность необслуживаемых АКБ — батареи AGM, что расшифровывается как Absorbed Glass Mat. Они, как и обслуживаемые аккумуляторы, работают на электролите, но он имеет более вязкую структуру благодаря стекловолоконному загустителю. Более густой электролит хуже кипит и практически не выходит на поверхность аккумулятора. Стоит AGM аккумулятор примерно как гелевая батарея.
Однако и с гелевыми АКБ не всё так просто: если в автомобиль установлен такой аккумулятор, это значит, что энергосберегающая система должна работать настолько эффективно, насколько это возможно, а за состоянием электронных систем надо следить с максимальной тщательностью, потому что поломка регистратора напряжения, генератора, недостаточное натяжение ремня генератора и некоторые другие недостатки могут отрицательно повлиять на качество работы гелевой батареи. Утечка тока в электронных системах и даже использование сигнализации может привести к проблемам.

Как зарядить необслуживаемый автомобильный аккумулятор

При необходимости необслуживаемый АКБ можно подзарядить с помощью зарядного устройства от обычной сети (бытовая розетка), но обязательно следует придерживаться правила — ток зарядки не должен превышать 1/10 мощности батарей. То есть если общая емкость составляет 45 Ач, то соответственно выставить тумблером на зарядном устройстве ток 4,5 Ам, а если емкость 70 Ач, то ток составит 7Ам. Время зарядки, по отзывам владельцев и технических специалистов, в реальности составляет не менее 10-12 часов.

Какой аккумулятор выбрать для своего автомобиля

Решая вопрос, как выбрать аккумулятор для своей машины, обратите внимание вот на что: необслуживаемые АКБ в холодных условиях меньше саморазряжаются. Поэтому для эксплуатации в регионах, где зимой нередки серьезные холода и температура опускается до крайне низких температур, лучше подойдут именно они. Об этом говорят и отзывы владельцев авто, проживающих в холодном климате. Конечно, если вы готовы потратить на аккумулятор соответствующую денежную сумму. Но до того, как купить АКБ, нужно разобраться в вопросе еще более подробно. Самостоятельно почитайте отзывы и другую информацию о компании-производителе, чью продукцию вы собираетесь приобрести. Пообщайтесь с владельцами таких же аккумуляторов. Помимо этого не стоит забывать, что если тщательно следить за состоянием АКБ, то он прослужит дольше.

Рейтинги автомобильных аккумуляторов 2013

Здесь можно привести только общую информацию. Покупатели автомобильных аккумуляторов из несчетного множества компаний-производителей в 2013 году (как и ранее) отдают предпочтение именитым фирмам из Германии, Соединенных Штатов, России и Турции. Это следующие компании:

  • Bosh и Varta образуют большую часть немецкого сегмента рынка,
  • от них не отстают американские Medalist и American,
  • Россия представлена продукцией Titan и Cobat,
  • а из турецких лидирует Mutlu.

Цены на АКБ производства этих фирм в среднем в полтора раза превышают среднерыночные. Однако никогда не угадаешь, какой аккумулятор будет служить верой и правдой долгие годы, а какой слишком быстро выйдет из строя: бОльшую часть продукции даже известных фирм сейчас производят в Китае. Поэтому дорогой зарубежный АКБ может вас разочаровать, а отечественный — не один год радовать исправной работой.



Новости партнеров


Комментарии закрыты.